Вариатор/CVT (Continuously Variable Transmission — Постоянно Изменяющаяся Передача) — это тип трансмиссии, в котором отсутствует набор фиксированных передач. Вместо этого используется бесступенчатое изменение передаточного числа.
Простыми словами:
Вариатор или бесступенчатая трансмиссия — это такой тип коробки передач в автомобиле, в котором нет жёстко фиксированных передач, как в механической коробке или автомате, а есть электронный «мозг» который плавно и бесступенчато меняет передаточное число в зависимости от скорости машины и нагрузки на двигатель.
Главное отличие вариатора от обычного автомата — это плавность переключения передач. На автомате ощущается характерный рывок при смене передачи, а вариатор переключается практически незаметно. Это создаёт комфорт на борту по уровню «автоматизации» даже выше чем на автомате.
К преимуществам вариатора также относятся высокий КПД и небольшой расход топлива, так как поддерживается оптимальная «рабочая точка» двигателя без «провалов» как на автомате. А недостатком можно считать более высокую цену по сравнению с автоматом. Вариатор требует более аккуратной «щадящей» езды и регулярной смены трансмиссионного масла.
Из каких компонентов состоит автомобильный вариатор
- Приводной и ведомый диски (пульсаторы). Они имеют специальную V-образную форму и могут менять расстояние между собой, изменяя передаточное число;
- Ременная или цепная передача. Связывает диски между собой и передает вращение от приводного диска к ведомому;
- Гидравлическая система. Служит для изменения расстояния между дисками и плавного переключения передач;
- Электронный блок управления. Отслеживает рабочие параметры двигателя и коробки передач и выбирает оптимальное передаточное число.